В Театре им. Евг. Вахтангова готовят чувственную историю о возвращении в прежние места

В Театре им. Евг. Вахтангова готовят чувственную историю о возвращении в прежние места

Спектакль называется «Светит, да не греет». Премьера состоится уже завтра, 22 апреля, на Новой сцене театра. 

«Светит, да не греет» (1880) – последняя из цикла пьес, написанных Островским в соавторстве с Николаем Соловьёвым. Историки литературы (а зачастую и трактующие пьесу режиссёры) традиционно видят в ней предвосхищение чеховских мотивов, пусть и решённых в обострённой, мелодраматической форме. Завязка не может не напомнить о «Вишнёвом саде»: светская дама возвращается из Парижа в родовое поместье, намереваясь его продать (дальнейшее развитие сюжета, впрочем, подобных рифмовок лишено). Так или иначе, пьеса не пользовалась серьёзным успехом у публики в момент премьеры, да и сегодня не может похвастаться востребованностью. В Москве её три года назад ставил Филипп Гуревич в Театре Ермоловой (на сегодняшний день спектакль снят с репертуара), а к 200-летию Островского своё прочтение представил Владимир Бейлис в Малом театре (об этом спектакле мы записывали целый подкаст). 

Текущий, 104-й сезон в Вахтанговском театре проходит под знаком «незаезженного материала» – каковое определение применимо и к пьесе тандема Островский-Соловьёв. На присутствии второго, малоизвестного драматурга режиссёр Сергей Тонышев делает особенный акцент. Он называет Соловьёва автором, «опередившим своё время» – а также напоминает о других вариантах названия пьесы, отвергнутых Островским. Названия эти были «Разбитое счастье» и «На Родину». Второе заглавие для режиссёра оказалось ключевым. 

«Мы с командой художников, а также с артистами Театра Вахтангова сочиняем спектакль о потаённой жизни людей, о жажде жить, а также ещё об одном, очень знакомом русскому человеку чувстве, – говорит Сергей Владимирович. – Этот спектакль, во многом, о возвращении в родные места. Все мы где-то выросли, влюблялись когда-то впервые, загорались, кричали от счастья, шептали на ухо друг другу страстные признания, всё это когда-то было. Когда-то. Можно ли как в портал, как во временную петлю или машину времени окунуться в воспоминания, вернувшись в родные места?»

Сергею Тонышеву доводилось воплощать на сцене очень разный материал – от итальянского фарса до «Фауста» Гёте. Интерес к ностальгическим материям и сюжету припоминания просматривался во многих его работах – назовём хотя бы спектакли «А.Т.» по прозе Арсения Тарковского (Коми-Пермяцкий национальный драматический театр) и «Чагин» по роману Евгения Водолазкина (московский «Современник»). С драматургией Островского режиссёр пока дела не имел. 

Главных героев будут в очередь играть Евгения Ивашова и Ирина Смирнова, Юрий Цокуров и Егор Разливанов, Альбина Абрамова и Анна Чумак. Также в постановке заняты Павел Юдин, Владимир Логвинов, Полина Бондарь, Евгений Кравченко, Олег Лопухов, Ирина Калистратова и Александр Павлов. Над внешним обликом спектакля работают постоянные соратники Тонышева – художник Филипп Шейн, художник-технолог Артём Гайнанов и художник по костюмам Владимир Кравченко (вместе с Кириллом Павловым). За световое решение отвечает Руслан Майоров, звукорежиссёры постановки – Даниил Губарев и Михаил Лобанов.

Фото: соцсети Театра им. Евг. Вахтангова

Источник: journal.theater