В последние дни августа Национальный театр России открыл сезон алексадринским дебютом Константина Богомолова «Мать. Горькая пьеса». Теперь, в последние дни апреля, пришло время для дебюта другого заметного режиссёра – Андрея Прикотенко. В основе – опять классика: роман «Обломов». Премьера состоится 25 апреля.
Несмотря на присутствие романа И. А. Гончарова в школьной программе, текст этот не избалован обилием сценических интерпретаций. Из относительно недавних обращений можно вспомнить спектакли Леонида Алимова в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, Анджея Бубеня в Волковском театре и Миндаугаса Карбаускиса в Театре им. Вл. Маяковского. Для Алексадринского театра это уже второй «Обломов» – впрочем, с оговорками. Предыдущая версия называлась «Романсы с Обломовым», её выпустил Марк Розовский, и то был музыкальный спектакль с песнями на стихи Е. А. Баратынского и Ю. Е. Ряшенцева. Было это в 1992 году.
От грядущей премьеры тоже не стоит ждать чрезмерной верности букве. Андрей Прикотенко не выпускает спектакля в простоте; каждый сюжет – будь то роман Гюстава Флобера «Мадам Бовари» или рассказ Татьяны Толстой «Петерс» – подвергает концептуализации и контекстуализации. В последнее время магистральной линией режиссёрских поисков стало исследование «русской матрицы» (так назывался его доковидный спектакль в Театре им. Ленсовета, сочинённый на основе русских сказок). В этот цикл укладываются, в частности, его недавние (и очень масштабные) работы в новосибирском театре «Красный факел» – «Мёртвые души» и «Бесы».
В отличие от сибирских спектаклей (да и версии Розовского), «Обломов» Прикотенко поселится в пространстве Новой сцены. Нюансы режиссёрского прочтения держатся в секрете; общий посыл таков: заглавный герой предстанет юродивым, «чья воля парализована максимализмом мечты». Вместе с тем, как и в Штольце, в Обломове будет ощущаться присутствие деятельной энергии. Динамику взаимоотношений дуэта Андрей Прикотенко описывает так: «Илья Ильич говорит: я родился с ощущением, что моё счастье – в области недостижимой мечты. Всё его существо устремлено в сторону прекрасной, совершенно удивительной Обломовки, и в то же время он прекрасно понимает, что эта Обломовка – как рай. Даже не утраченный, а просто невозможный. <…> А друг Обломова, практичный Штольц не понимает, что обломовская мечта – это утопия и пытается его убедить: надо идти по шажочку, step by step, и вообще суть жизни в самом движении, а не в цели. И в этом герои Гончарова разнятся – Штольц находится в буквальном движении, а Обломов, безвольный физически, обладает внутренней энергией движения».
Обломова будут в очередь играть Иван Трус и Александр Поламишев, Штольца – Иван Жуков, Ольгу – недавняя выпускница РГИСИ (мастерская Андрея Андреева) Анна Пожидаева (до этого её самой большой ролью была певица Кунихэн в «Человеке из Дублина» Андрея Калинина). Также в постановке заняты Игорь Мосюк, Анастасия Пантелеева, Сергей Мардарь, Любовь Яковлева, Степан Балакшин, Андрей Матюков, а также Даня Катеринин и Женя Подозёрова (юные актёры будут в очередь воплощать детскую ипостась Обломова).
К работе над спектаклем привлечена постоянная команда Прикотенко: художник Ольга Шаишмелашвили, художник по свету Константин Бинкин, композитор Евгения Терёхина (с ней Андрей Михайлович начал работать совсем недавно – начиная с «Бесов»). Также отметим, что премьера будет сопровождаться образовательной программой; помимо разговора с режиссёром, состоится лекция Евгения Водолазкина «Слово о Гончарове».
Фото: сайт Александринского театра
Источник: journal.theater