Гиньоль с щепоткой Миядзаки: Псковский театр драмы им. А. С. Пушкина играет Леонида Андреева

Гиньоль с щепоткой Миядзаки: Псковский театр драмы им. А. С. Пушкина играет Леонида Андреева

Премьера спектакля с внушительным названием «Каинова печать» состоится уже сегодня, 22 апреля. 

В основе постановки – малоизвестная пьеса Леонида Андреева (1913), чаще фигурирующая под альтернативным названием «Не убий!» Сюжет писатель почерпнул из материалов судебного разбирательства, на котором ему довелось побывать на заре карьеры как журналисту. Немолодая экономка и дворник уморили своего хозяина, патологически скупого штабс-ротмистра Озерова, присвоили себе половину его сбережений и попробовали начать новую жизнь. На этом материале Леонид Андреев сочинил пьесу, в которой, как он сам утверждал, продолжил традиции Островского, но в совершенно иной, антиреалистической манере. Успеха пьеса не снискала: от неё отказались МХТ и Александринский театр; коллективы, всё же взявшиеся за постановку, событиями не стали; не помогла делу и экранизация Вячеслава Висковского (1916). 

Вернуть эту историю из небытия попробует режиссёр Тимур Кулов. В последнее время его имя всё более и более на слуху: Тимур активно ставит в России и за рубежом, в прошлом году получил спецпремию жюри «Золотой Маски» за спектакль «Приключения Рустема» (Казанский ТЮЗ им. Г. Кариева), а в декабре был удостоен именного «Кулов-феста» во Пскове. Самая свежая из работ режиссёра – спектакль «На рассвете» (санкт-петербургский ТЮЗ им. Брянцева) по мотивам фильма Роберта Олдрича «Что случилось с Бэби Джейн?»  

Для псковской премьеры Кулову пришлось сочинить собственную инсценировку. Сногсшибательных изменений не будет – по словам режиссёра, редактура понадобилась, чтобы избавить текст от некоторой тяжеловесности стиля. Одно существенное изменение, впрочем, бросается в глаза – место действия. У Андреева оно перемещалось из одного детально описанного интерьера в другой. Кулов же предпочёл заострить повествование и поместил всех персонажей в единое замкнутое пространство – поезд, «на всех парах несущийся то ли к исполнению заветных желаний героев, то ли к тотальному крушению». В предпремьерном интервью местной радиостанции режиссёр заявил, что в пьесе Андреева его более всего привлекли типажи героев, пребывающих в состоянии перманентного побега – отсюда и образ поезда. Вагон, как сообщает режиссёр, будет выдержан «в эпохе». 

Режиссёрская трактовка в анонсе охарактеризована как «резкий монтаж аттракционов, смешных и зловещих, но наотмашь страстных сцен», стремительно меняющих регистр «от нравоучительного моралите – до ироничной чёрной комедии». Кроме того, создатели спектакля обещали отдать дань традиции французского гиньоля, а сам режиссёр заявил, что в этом коктейле будет ещё и «щепоточка Миядзаки». Официально жанр постановки сформулирован как «история, рассказанная в цветных фотографиях». На полях напомним, что подобное экспрессионистское решение ничуть не противоречит замыслу автора. Сохранились письма, в которых Андреев спорил с Вл. И. Немировичем-Данченко по существу пьесы и призывал видеть в ней фантасмагорию: «И отсюда, повторяю, грубость красок, нарочитость шаржа, грим лиц и декораций ихней (sic!) призрачной жизни. Нет тут реальности». 

Пятерых персонажей в поисках спасения (главным образом, от себя) сыграют Ангелина Курганская, Виктор Яковлев, Алексей Ухов, Дарья Чураева и Максим Митяшин. Над премьерой работают постоянные соратники Кулова – художник Николь Кламперт и художник по свету Владимир Коваленко.   

Спектакли по текстам Леонида Андреева на современной российской сцене время от времени возникают – причём какого-то одного названия, к которому обращались бы все, не наблюдается. Данил Чащин делал «Смерть и чипсы» (по мотивам шести рассказов Андреева) в театре «Практика», Иван Комаров – «Рассказ о семи» в «Современнике», Арсений Мещеряков – «Дни нашей жизни» в Школе-Студии МХАТ (позже вошёл в репертуар той же «Практики»), наконец, Андрей Могучий – «Губернатора» в БДТ им. Г. А. Товстоногова. Из всех постановок, упомянутых в этом абзаце, в активном репертуаре остались только две – «Губернатор» и «Дни нашей жизни». Как сложится сценическая судьба «Каиновой печати», покажет время.

Фото: соцсети Псковского театра драмы им. А. С. Пушкина

Источник: journal.theater