Малый театр расскажет о подвиге, утрате и любви

Малый театр расскажет о подвиге, утрате и любви

26 апреля в Доме Островского сыграют премьеру спектакля «Белая палатка». Постановка приурочена к 80-летию Победы. Литературной основой стали тексты советского прозаика и драматурга Ивана Стаднюка, прошедшего Великую Отечественную войну и посвятившего этому опыту свои главные произведения.

В основе постановки – две пьесы Ивана Стаднюка; обе были созданы им на основе собственной повести «Плевелы зла» (1957) – «Горький хлеб истины» (1971) и «Белая палатка» (1984). Последнюю версию писатель сочинил специально для Центрального академического театра Советской Армии; одноимённый спектакль режиссёра Виталия Ованесова быстро сошёл со сцены, но был снят для телевидения, «закрепив» название в коллективной зрительской памяти.

Действие разворачивается летом 1943 года на Западном фронте. Главный герой – хирург, начальник военного госпиталя и вдовец, в одиночку воспитывающий 19-летнюю дочь. Девушка не желает отсиживаться в медчасти и рвётся помогать бойцам на передовую; врачи сражаются за жизни пациентов, отдавая себе отчёт в том, что не смогут спасти всех; конфликты разгораются и между самими медиками. Идея обратиться к этой пьесе принадлежит главному режиссёру Малого театра, Алексею Дубровскому. Режиссура доверена Ирине Михайленко, недавней выпускнице РГИСИ (мастерская Григория Козлова). Год назад она приняла участие в режиссёрской лаборатории Малого театра «Постигая Чехова»; созданный ею эскиз «Бабье царство» был признан лучшим.

Инсценировку «Белой палатки» Ирина подготовила сама; помимо двух пьес Ивана Стаднюка, она воспользовалась собственным семейным архивом (по совпадению, бабушка Ирины в годы войны была медсестрой). В своей постановке режиссёр ставит задачей передать обе грани исходной пьесы: и рассказ о беспримерном подвиге, и высказывание о разных проявлениях любви. «Мне важно, чтобы любой человек, посмотрев спектакль, увидел другого человека, – говорит Ирина Михайленко. – Именно УВИДЕЛ его. Потому что мы часто существуем внутри личных переживаний, проблем, а здесь, тем более, тема войны. Как важно понимать, что у каждого идёт ещё своя внутренняя борьба. Важно понять другого человека и даже оправдать. Главное, чтобы мы помнили, что были такие люди, что они достойно сражались, и тоже переживали, что у них не всё всегда получалось. И, несмотря на то, что их уже сегодня нет среди нас, осталась память о них. Этот спектакль о войне. Но в первую очередь он о людях, которые столкнулись с ужасами Великой Отечественной».

Отца и дочь в спектакле «Белая палатка» сыграют Константин Юдаев и Анна Шишкина. Также в постановке заняты Андрей Чубченко, Алёна Охлупина, Зинаида Андреева, Максим Хрусталёв, Алексей Мишин, Анастасия Горячева, Михаил Фоменко, Дмитрий Зеничев, Наталья Калинина, Дмитрий Сафонов, Мария Дунаевская, Мария Кривенцева, Пётр Жихарев, Дмитрий Кобяков и Георгий Маденов.

Визуальное решение разрабатывает Мария Щуплецова, в последнее время часто сотрудничающая с Домом Островского (она оформила «В чужом пиру похмелье» Ланьбо Цзяо и «Маленькую оперу» Владимира Драгунова). О конкретных особенностях сценографии авторы постановки предпочитают раньше времени не распространяться. «Есть вещи, о которых можно сказать – красиво», – так режиссёр характеризует визуальную сторону постановки. За свет отвечает Андрей Изотов. Музыку к спектаклю пишет Антон Горчаков. С его творчеством особенно близко знакомы зрители санкт-петербургского театра «Мастерская», где он сочинил саундтреки к семи спектаклям, включая «Волшебника Изумрудного города» и «Мастера и Маргариту».

Фото: сайт театра

Источник: journal.theater