Амбициозная премьера Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко так и называется – «Стравинский. Куклы. Танцы». Первый показ состоится уже сегодня, 18 апреля. Это новая работа Алексея Франдетти, открыто называющего играющих кукол своей «новой большой любовью».
Главный отечественный специалист по мюзиклам (а с недавних пор – худрук ташкентского Большого театра им. А. Навои), Франдетти в последние годы часто запускает совместные проекты с Театром им. С. В. Образцова. Сотрудничество началось три года назад с «мюзикла в куклах» «Рождественская песнь», продолжилось оперой-шинуазри («Сын мандарина. Соловей» в Большом театре) и урбанистической фантазией на сюжет Киплинга («Маугли» в Театре Эстрады им. А. Райкина) – а теперь закономерно привело к балету. Сделаем важную оговорку: ни в одном из вышеперечисленных случаев речь не идёт о полноценном кукольном спектакле; в каждой непременно есть важный «живой план».
Тот же принцип применён и к балету. Точнее, к балетам: Франдетти взял в работу две одноактные вещи Игоря Стравинского. Первый – «Петрушка» (1911) – выглядит наиболее логичным выбором, ведь его основные действующие лица, как известно, куклы. Более того, история мирового театра знает случаи полностью кукольных постановок «Петрушки» – вроде версии Бэзила Твиста (2001). Вторым номером будет «Жар-Птица» (1910) – триумфальный дебют Стравинского в балетном деле, ставший сенсацией «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Каждую из этих историй режиссёр решил по-своему. В «Петрушке» он присягнул на верность оригинальному либретто Стравинского-Бенуа, а вот «Жар-Птицу» переделал радикально. Действие новой версии разворачивается в наши дни. Главный герой – архитектор Иван, пытающийся разработать концепцию ЖК «Жар-Птица». «Нам захотелось немножечко Сартра, что ли, такого экзистенциализма абсолютного», – говорит режиссёр.
Общий знаменатель двух балетов – тема инаковости. Трагическое одиночество Петрушки, погибающего на глазах равнодушной толпы, вполне соответствует либретто («Петрушка! Вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран!» – говорил о своём герое Стравинский). В случае с «Жар-Птицей» конфликт разворачивается между художником, сходящим с ума от невозможности приблизиться к идеалу, и простыми сотрудниками строительной компании, не понимающими его страданий.
Кукол и декорации к спектаклю готовит Виктор Никоненко. Куклы создавались так, чтобы артисты балета могли использовать их как полноценных партнёров; декорации также будут подвижными – по словам художника, задача заключается в том, чтобы стереть границу между двумя мирами, заставить зрителя путаться, где кукла, а где «живой план». Постановкой хореографии в «Петрушке» занимался Константин Семёнов, «Жар-Птицу» делал Кирилл Радев. Кроме того, у каждого из балетов был свой художник по костюмам. Героев «Петрушки» одела Анастасия Пугашкина, над «Жар-птицей» работала Екатерина Гутковская. Над постановкой также трудятся художник по видео Илья Старилов и художник по свету Иван Виноградов. Дирижёр-постановщик – Тимур Зангиев; второй дирижёр – Роман Калошин.
В день премьеры Петрушку будет танцевать Марчелло Пелиццони, Балерину – Наталья Сомова, Арапа – Иван Михалёв, Ивана-архитектора – Иннокентий Юлдашев, Жар-Птицу – Анастасия Лименько.
Фото: соцсети МАМТа
Источник: journal.theater