30 марта в Театре на Садовой состоялась презентация виниловой пластинки «Айсвилль» — музыкальной записи одноимённого спектакля. «Айсвилль» — первый в России мюзикл, полностью выполненный в технике а капелла: вся партитура выстроена исключительно из голосов исполнителей, без участия инструментального сопровождения.
Необходимость записи пластинки, в которой приняли участие все артисты мюзикла, продиктована не только личной любовью режиссёра Алексея Франдетти к винилу, но и внутренней логикой самого произведения, требующего звучания вне сцены. Уникальный музыкальный материал Евгения Загота, написанный на стихи Константина Рубинского, по-настоящему выделяется своим стилистическим размахом: композитор мастерски сочетает разнородные жанровые коды и вокальные приёмы. Так, например, йодль не ограничивается стилизацией, а становится драматургическим инструментом — особенно ярко он звучит в партии Анны Тесс, придавая её образу оттенок театрализованной архаичности.
В ведущей партии Мэра (Кирилл Гордеев) — «Лель мой» — звучат характерные для русского народного пения мелодические обороты и приёмы фолк‑аранжировки, придающие сцене особую аутентичность. Здесь многоголосие отсылает к коллективной памяти, где интересы племени превалируют над моралью. Контрастом звучат современные импульсы: сольные партии Евы (Кристина Кузнецова) напоминают мотивы известных диснеевских мультфильмов, внося светлую, лирическую ноту, а исполнение Кву (Евдокия Малевская / Ульяна Голещихина) и Лила (Дмитрий Воробьёв), включая его дерзкий хит «Не айс», балансируют на грани хип-хопа, рэпа и битбокса. Они внедряют в «Айсвилль» урбанистический ритм, подчёркивая разрывы между мирами столь разных героев.
Режиссёр мюзикла Алексей Франдетти признаётся, что, несмотря на высокий темп работы над спектаклем, выпуск виниловой пластинки потребовал большего времени и усилий, чем ожидалось: работа над студийной записью началась ещё в январе прошлого года и растянулась почти на полтора театральных сезона:
«Коллекционируя винил, я, конечно, давно мечтал сделать свой. Хотелось, чтобы он визуально напоминал альбом Nosferatu, но это было бы слишком дорого и заняло бы чересчур много времени», — делится режиссёр.
При этом сам Франдетти не спешит возвращаться к формату а капелла в ближайших постановках:
«Пока — точно нет. Хотя мне очень нравится этот путь, не хочется повторяться. Хочется двигаться дальше. И вот это “дальше”, я думаю, произойдёт в “Трёхгрошовой опере” в Театре им. Комиссаржевской».
Он также отметил, что параллельно занят несколькими крупными проектами, два из которых особенно значимы:
«Это большая опера в Большом театре — важная веха, о которой вы узнаете уже в конце апреля. А ещё один значимый проект, который сейчас в работе, — балет в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко».
Алексей подчеркнул, что выпуск пластинки — жест скорее имиджевый, чем коммерческий. Этот шаг стал продолжением общей эстетической стратегии проекта, стремящегося выйти за рамки привычного театрального формата. К слову, по итогам театрального сезона 2023–2024 годов спектакль был номинирован на театральную премию «Золотая Маска» сразу в семи номинациях.
Презентацией музыкальной пластинки театр привлёк нового зрителя, свидетельствуя о том, что «Айсвилль» по-прежнему находит отклик. Зритель оценил не только формальный эксперимент и музыкальное новаторство, но и тонкий юмор, спрятанный под ледяной коркой остросюжетного детектива.
Текст: Богдана Первозванная
Фото: Лана Веснина
Источник: journal.theater